.: Легенды :.
"Говорят старики, что в старину шел голодный казак из ительменского острожка Кырганика в казачью крепость Верхний острог. Устал. Присел отдохнуть у веселой речушки. Смотрит: вода в ней от рыбы кипит. Наварил, наелся досыта, поклонился и в память окрестил ту речушку Милкой. В честь ее потом и село назвали."
Г. Поротов "На околице Руси"
.: Исторические факты :.
В 1735 году, в Верхне-Камчатский острог был сослан неизвестный молодой человек весьма приятной внешности с военной выправкой. Под страхом смертной казни он не имел права даже называть свое собственное настоящее имя. Но было ясно, что его ссылка связана с необычными, загадочными обстоятельствами.
Его настоящее имя было Алексей Яковлевич Шубин. Он был прапорщиком гвардии Семеновского полка и служил в охране императорского дворца. В Санкт-Петербурге он стал фаворитом молодой принцессы Елизаветы, дочери Петра 1.
А вы знаете, что Верхне-Камчатский острог (район 14 км) к 1740 годам, по описанию С.П.Крашенинникова выглядел следующим образом: "Крепость в нем четвероугольная с палисадником во все стороны по 17 сажен. Ворота с речную сторону стены, а над воротами амбар, в котором хранится ясачная казна. Внутри крепости строения ясачная изба с коморкою, в которой аманаты содержаться , два анбара двоежилые, в которых кладется жир на свет и аманатская юкола. За крепостью часовня, что ныне церковь во имя Николая чюдотворца, Государев дом с принадлежащим строением, кабак с винокурнею, обывательских домов 22, а служивых и казачьих детей 56 человек”. В 1746 году церковь была освящена архимандритом И.Хотунцевским и названа " Во Имя Богоявления Господня”.
История Земли Камчатской :.
История села начинается задолго до его образования и появления на земле Камчатской казаков первопроходцев. Археологические раскопки подтверждают, что возникло село на месте бывшего ительменского стойбища, существовавшего более 5 тысяч лет тому назад. От него сохранились «дикарские ямы» да каменные скребки. Вообще же заселение полуострова произошло около 15 тыс. лет назад. Древни люди занимались рыболовством, охотой с помощью лук и стрел, собирательством дикоросов. Жили они в больших наземных шалашеобразных жилищах. 10-11 тыс. лет назад предки современных эскимосов, алеутов и ительменов, обитавшие на Камчатке, охотились на лошадей, бизонов, ловили рыбу и уже имели собак. Одно из самых ранних археологических стоянок, известных Северо-Восточной Азии, находится на озере Ушки (Ушаковском) в долине реки р. Камчатки. Древние люди начали селится здесь, чтобы использовать богатейшие запасы лосося. В самых ранних слоях обнаружены контуры палаток из шкур и очаги с костями бизона, лошади и лосося.
К концу I тысячелетию у жителей Камчатки появились шлифовальные топоры. Тонко обработанные наконечники стрел и копий. В жилищах того времени находили фигурки из камня – изображения человека и животных. Тогда же происходило формирование различных типов хозяйства: у предков ительменов преобладало рыболовство, у предков кочевых коряков – охота на дикого оленя, а у предков оседлых коряков – морской зверобойный промысел.
Заселение и изучение Камчатки начинается с казачьих походов и научных и кругосветных экспедиций XVII – XIX ВВ. Первые данные о Камчатке мы находим в ряде документов, составленных задолго до похода Владимира Атласова, но были они скудны и зачастую неточны, например, "Списки с чертежами Сибирской земли", составленные в 1667 году воеводой Петром Годуновым. По другим архивным документам первыми русскими на Камчатке были казаки под командованием Федота Попова, которые провели зиму 1648-1649 года на речке Николке.
В 1650 г. – М. Стадухин достиг р. Пенжины;
В 1661 – 1663 гг. - И.Рубец проник "вверх реки Камчатки” и впервые зазимовал;
В 1695 – 1696 гг. – Л. Морозко прошёл в глубь Камчатки и собрал много интересных сведений;
В 1697 – 1699 гг. – В. Атласов побывал на реках Палана, Тигиль, Хайрюзова, Ича, был в трёх днях пути от реки Озероной; на р. Камчатка заложил Верхнекамчатский острог; в устье реки Канучь поставил деревянный крест в знак присоединения Камчатки к России;
В 1711 г. – И. Козыревский описал Курильские острова;
В 1716 г. – Н.Треска проложил морской путь на Камчатку;
В 1728 г. – В. Беринг и А. Чириков (Первая Камчатская экспедиция, 1725-1730гг.) подтвердили наличие Берингова пролива...
Освоение внутренних земель Камчатки начинается с похода пятидесятника Владимира Атласова, который в начале 1697 года, взяв с собой 60 служивых и столько же юкагиров, отправился в поход "в Камчатку". Отряд казаков дошел до верховьев реки Камчатки и основал там первый русский населенный пункт - Верхнекамчатский острог. В своем донесении в Москву о результатах этого похода, в так называемых "Скасках", Атласов писал: "А в Качадальской и Курильской земле пахать можно, потому что места теплые и земли черные и мягкие, только скота нет и пахать не на чем, а иноземцы ничего сеять не знают...".
В 1732 году Сенат Российский по предложению Витуса Беринга принимает решение:"
'Перевезти охотников-крестьян из Илимского уезда и других мест, семей до пятидесяти и обселитъ их при Охотском, а также при Камчадальских острогах... снабдя их на подъем и на первый случай рублей по десяти на семью, да хлеба года на два, также дать льготы в податях года на четыре, да для заводу с переведенцами и служивыми людьми послать лошадей .... рогатого и мелкого скота..., потому что там ничего нет". А в 1733 году императрица Анна Иоанновна своим указом повелела завести земледелие на Камчатке. Для проведения этого указа в 1738 году с берегов Лены в Камчатку было переведено 20 семей, пять из числа которых в 1743 году обосновалась
"...в месте самом удобном, для развития хлебопашества". Здесь, на реке Имчерек, которая стала называться Мильковкой, и возникло село Мильково. Незадолго до этого у высокого берега реки Антоновка, по соседству с первыми пашнями, обосновались в 1739 году три семьи. Именно с этих мест и начиналось в 1743 году село Мильково. В наши дни на этом месте теперь стоит музей под открытым небом краеведа М. Угрина. В экспонатах музея представлены археологические находки и исторические реалии двух культур: русской христианской и ительменской. Со зданием музея соседствует строение, воссоздающие деревянную архитектуру XVII века: острожная стена с надвратной звонницей.
Заселение продолжалось. Девять семей поселились в Болыперецке, а шесть - в Нижне-Камчатске. Переселенцы привезли с собой зерно на посев, рогатый скот и лошадей. В Болыперецке, по случаю ранних и сильных морозов попытки земледельцев с самого начала кончились полнейшим неуспехом, поэтому девять тамошних семей в 1758 году переведены были в Мильково, где они и стали устраивать и обрабатывать поля под надзором лейтенанта Холмовского. Большой приток служивого и промышленного люда вызвали походы в связи с освоением Камчатки. Это были казаки и промышленники из Якутии, среди которых особую роль играли анадырские, русские старожилы, а также сибирские казаки, солдаты, крестьяне, мастеровые, обслуживающие экспедиции. Но Камчатка являлась такой окраиной Сибири, в освоении которой главная роль принадлежала не казакам и служивым людям, а горстке постоянных "насельников - пашенных крестьян. Поселившись на новых землях, крестьяне постоянно сближались с коренными жителями-ительменами, которые со временем оставили свои землянки и по примеру крестьян-соседей стали жить в избах, начали заниматься скотоводством, огородничеством, усвоили русские способы лова рыбы (сетями).
Во времена первых экспедиций коренное население летом - ловили и сушили рыбу, собирали ягоды, травы, коренья, осенью - промышляли птиц, заготавливали лес для выделки саней, других хозяйственных нужд, зимой - охотились на соболя, лисицу, медведя, вязали сети для лова рыбы из крапивы. На изготовление таких сетей уходило до двух лет, а служили они всего один рыболовный сезон. Заслуживает всякого внимания их способность делать все без железных инструментов: строить, рубить, долбить, резать, шить, добывать огонь и варить пишу в деревянной посуде. Согласно истори ческим данным в XVII – XVIII веках все стойбища на Камчатке приписывались к трём присудам, осуществлявших учёт нас еления, причём учитывалось только ясашные – охотники. За Верхне – Камчатским присудом числилось около 30 стойбищ и 982 охотника. Судить о величине стойбищ можно по количеству юрт ( зимнее жильё в виде землянок) и балаганов (летнее жильё, сложенное из леса и ставившееся на сваях). В стойбище, как правило, было 1-3 юрты и 7-12 балаганов. Однако встре чались и крупные для тех времён селения. Сохранившиеся скудные данные о некоторых из них почерпнуты из отчётов и оп исаний С.П. Крашенинникова, К. Дитмара и других исследователей Камчатки.
ИТЕЛЬМЕНСКИЕ СТОЙБИЩА:
Иромлин – селение, видимо, было большим. Судить об этом можно по количеству платящих ясак (подать) охотников. Их было 43, из них собольников – 19, лисишников – 24. Сколько в Иромлине было юрт и балаганов, нам неведомо, но доподлинно известно, что тойоном (вождём) был Шипкамак.
Уэролатын – по населению меньше, чем Иромлин, и в нём преобладают женщины. Ясашных охотников было только 5 человек, из них собольников – 2, лисишников – 3 человека. Стойбище располагало одной юртой и шестью балаганами. Тойон звался Нинич.
Кыргэн – располагалось на берегу речушки Гыкыргэн, устье которой называлось Кыргашан, напротив стойбища Уэролатын, что на правом берегу Камчатки. В нём были лишь одна юрта и 8 балаганов. Ясашных имелось 7 человек. Из них собольников – 4, лисишников – 3. Тойоном в Кыргэне был Нашак.
Вот что об этом стойбище сообщается в документах: «Рядом есть высокий яр Латынум, на который стреляют из луков, угадывая время своей жизни таким образом, что тот, по их мнению, долго проживёт, кто в яр выстрелит. А чья стрела не долетит до верху, тому умереть скоро».
Козтрог – располагалось на правом берегу Камчатки и насчитывал одну юрту и 5 балаганов. Ясашных 6 человек, из которых собольников – 4, лисишников -2. Правил Козтрогом тойон Халеч.
Дачхон – известно ещё и как стойбище «Горелое», имеет несколько версий своего исчезновения. С.П. Крашенинников излагал такую: «… а назывался оной от того, что за несколько лет до взятия русскими Камчатки, был в том месте большой многолюдный иноземческий острог, который они сами сожгли, потому что в нём их много померло».
Кунупочич (Машуринское) – стояло на левой стороне Камчатки, при устье озерного истока Плаухчича. Находилось в 48,5 верст от Дачхона и было, пожалуй, одним из самых большых стойбищ на Камчатке. Об этом стойбище слагались легенды, воспевавшие мудрость и силу его обитателей. Побывавший в 1854 году в Кунупочиче Карл Дитмар записал легенду о силаче Божише, «победившем и убившем харчинского витязя и разбойника, ключевского тойона Гулгуча (Голгочь), угнетавшего и грабившего всю страну». Тойоном в стойбище Кунупочич был Начика.
Уюпотыж – стояло на острове реки Камчатки. В стойбище были лишь одна маленькая юрточка и пять балаганов. В Уюпотыж приезжали из Кунупочича для ловли рыбы.
Шепен – располагалось на левом берегу Камчатки, в нём были одна юрта и 9 балаганов. Ясашных охотников в стойбище было – 13, из них которых собольников – 8, лисишников 5 человек. Тойоном в стойбище Шепен был Дочеку, большой друг тойона Начики из стойбища Кунупочич.
Тулуач – находилось на правом берегу Тулуач (Толбачик), впадающей в Камчатку с правой стороны. Стойбище состояло из одной юрты и 8 балаганов и имело 12 ясашных, в том числе собольников -3, лисишников – 9. Тойоном в Тулуаче был Канач.
Название перечисленных стойбищ и их тойонов – дошедшие до нас доподлинные отголоски того языка, на котором говорили люди древней страны Уйкоаль, как назвал долину реки камчатки наш земляк, первый ительменский поэт Георгий Поротов. Этот язык всё ещё живёт в многочисленных географических названиях на территории нашего района, в современной камчадальской речи.
Из года в год Мильково меняло свой облик, что подмечали путешественники и учённые. Побывавший в этих краях в 1908-1909 годах В.Л.Комаров, писал:
"...Мильково самое большое и людное селение на Камчатке, кроме того, его жители, потомки колонистов, переселенные сюда по указу императрицы Анны Иоанновны от 26 июля 1738 года, с берегов Лены, отличаются наибольшей энергией и предприимчивостью. Дома чистые, из хорошего леса, смотрят весело. Всего в Милькове в это время было 60 домов, 284 жителя, 282 головы рогатого скота, 125 лошадей и более 1200 собак. В селении живет церковный причт, фельдшер и находятся три или четыре лавки, причем местным выдающимся коммерсантом считается Колосов. Жители и сами считают себя коренными камчадалами. Некоторые из них, как говорят, еще "слышат" (т.е. понимают) по-камчадальски, но уже не "помнят" этот язык. Только в Мишуре есть почтенный старец Феоктист Пермяков, который и понимает и сам говорит по камчадальски. Он и сообщил, что Пущина называлась по-камчадальски Пупенот, оттого что там много сладкой травы "пучки". Шарома называлась Дунат, от камчадальского названия - кипрея..."
И уж совсем примечательны записки П.Ю.Шмидта, опубликованные в 1916 году:
"...Экономический и культурный уровень жизни местного населения относительно высок, по сравнению с нашим крестьянством северных губерний России... Дома здесь более или менее просторные, хорошо построенные и достаточно теплые. Обычно изба делится на две половины, из которых одна, также иногда перегороженная, представляет собою жилую, а другая "чистую". Печь ставится часто посреди избы, так что согревает более или менее равномерно все жилище. Окна, затянутые вместо стекол медвежьей кишкой или пузырем, отошли в область преданий и сохранились только в самых захудалых и бедных селениях, даже несмотря на то, что доставка стекол в Мильково обходится очень дорого. Впрочем, некоторым пережитком является ставень, которым закрывается окно снаружи - это рама с натянутой на нее сырой бараньей (горного барана, конечно) шкурой. Обыкновенно снаружи ее припирали палкой, чтобы изба за ночь не выстаивала. Второй оконной рамы, разумеется, нет. Жилая половина дома не блещет убранством. Члены семьи спят, кто на кровати, кто на полатях, а кто и просто на полу, на разостланной медвежьей шкуре. "Чистая " половина обнаруживает нередко стремление не только к комфорту, но и к изяществу обстановки: стены обиты розовым ситцем, потолок холстиною, пол - коричневой бумажной материей (американской). В чистой половине имеется обыкновенно диван грубой местной работы, такой же стол, различные полочки, по стенам лубочные картинки и т.п.. В каждой избе можно найти не только самовар, но хоть и плохонькую, все же совершенно европейскую сервировку - тарелки, ложки, вилки, ножи. Не безызвестно даже употребление салфетки, хотя она подается в единственном экземпляре для участвующих в трапезе...
...Население Мильково одевается гораздо лучше нашего крестьянина. Лапти здесь неизвестны, т.к. неизвестны и домотканые материи... Вся одежда добывается покупкою..., доставляемая из Америки, частью из Москвы... В большом ходу также и готовая обувь. Впрочем, обувь шьется и домашним способом: это "чижи", меховые носки из оленьева меха, и "торбаса" - сапоги из нерпичьих или других шкур с медвежьими подошвами.
...Жителей можно принять за мещан или ремесленников... Женские платья шьются нередко не только из шерстянных, но и из шелковых материй, а шелковый платок и шелковая курточка составляют самое обыкновенное праздничное одеяние. Все это обуславливается относительной зажиточностью мильковцев: бедноты среди них нет...
...Жители добродушны и непосредственны, в них нет забитости и приниженности, трезвы и поразительно честны. Преступления против чужой собственности составляют большую редкость, о произведенной кем-либо покраже рассказывают годами. Грабежей, убийств... нет и помину, нет ругани и излюбленных крепких словечек. Быт носит часто патриархальные черты. Авторитет главы семьи чтится очень высоко. Даже среди женщин редки случаи ссор и раздоров. Поражает стремление к образованию. Небольшая школа в Мильково переполнена учащимися".
Ученые и путешественники, давшие эти описания, характеризуют жителей как исключительно обрусевшее население. Однако крестьяне-переселенцы многое переняли в образе жизни у местных народов. Очень интересные сведения, например, о том, как использовались произраставшие здесь растения, травы. Среди трав первое место занимала сарана. Сарану сушеную употребляли в пироги и толкушу. Пареную сарану, толченую с морошкой, голубикой или другими ягодами можно считать лучшим и наиболее вкусным кушаньем. Оно и сладкое, и кислое, и питательное. Сладкая трава - пучка, употреблялась для приготовления конфет, похлебок и разных толкуш. Сок травы употреблялся от вшей. С кипреем варили рыбу и мясо, а свежие листья употребляли вместо чая. С.П.Крашенинников писал:
"... из вареного кипрея такое сладкое и густое сусло, что лучше и не может быть для приготовления кваса. Из него можно делать довольно крепкий уксус". Травами и лечили: цингу - настоями брусники, водянки и кедрового стланика, при повышенной температуре пили кипрейное сусло, при головной боли ели бруснику. Ожоги и укусы лечили шаломайником, зубную боль успокаивал отвар из него. Немало запасались ягодами боярышника и рябины.
Правительство России намеревалось превратить Камчатку в "государеву пашню", однако эта затея была обречена, т.к. короткое лето не позволяло полноценно заниматься хлебопашеством. Сеяли ячмень, овес, рожь, коноплю, много занимались огородничеством. Еще Витус Беринг писал:"... а репа у многих людей родится - по четыре репы в пуд...".
Планируемые от Камчатки дальние морские экспедиции требовали больших запасов хлеба, поэтому его приходилось завозить из Сибири т.к надежды на местное его производство не оправдались. К середине 19 века земледелием совершенно прекратили заниматься, переключившись на ловлю рыбы, пушной промысел и животноводство.
Не менее хлеба ценилось и железо. Его тоже везли за тридевять земель. Искали железную руду и на Камчатке. И вот в 1760 году иркутский купец Семен Глазачев выплавил 20 пудов железа из руды, найденной на берегу реки Амшарик. Вскоре в Мильково был основан железоделательный завод. Однако через 20 лет он прекратил свое существование из-за низкого качества железа и большой его дороговизны по сравнению с завозным.
В 1780 году начальник Камчатки Рейнеке завозит картофель и местные жители быстро осваивают эту культуру. Уже в начале 20 века в Мильковских огородах садилось 800-900 пудов картофеля.
B 1803 г. – 11 августа образована самостоятельная Камчатская губерния.
B 1818 г. – в Милькове открывается первая больница, построенная на средства, собранные экипажем парусного корабля «Надежда», участвовавшего в первой русской кругосветной экспедиции.
B 1836 г. – в Милькове имеются церковь, дворов 19, мужчин 72, женщин 68, расстояние от Петропавловского порта – 312 вёрст.
Как отмечает К.Дитмар, путешествовавший по Камчатке в 1851-1855 годах,
"...в 1847 году в Мильково был введен в высшей степени полезный промысел - прядение из крапивы... в настоящее время нередко можно видеть сделанные из этого материала рыболовные сети, а также прочную хорошую ткань, употребляемую для белья". Мильковские ткачихи получили большую похвалу от губернатора Завойко, а холсты их были посланы в Москву.
B 1850 г. – в Милькове выращивают до 2500 пудов ячменя.
Мильковчане в то время вовсе не живут замкнутой, оторваной от всей Камчатки жизнью. Когда в 1854 году Петропавловск был под угрозой захвата англо-французской эскадрой, в Мильково, как и в других селах был создан отряд обороны и отправлен на помощь героическим защитникам города. А в конце 19 века священником Мильковской церкви Богоявления был Иринарх Малахов, награжденный за участие в обороне Петропавловска наперсным крестом "За участие в Крымской войне".
Сама церковь Богоявления, построенная в 1889 году на народные средства, к сожалению, была закрыта большевиками в 1929 году и впоследствии перестроена, хотя здание сохранилось и до наших дней - сейчас в нем располагается Дом детского творчества. Это была единственная церковь на весь район от с.Толбачик до Начик. Славилась она своей красотой и необыкновенным колокольным звоном, который был слышен даже в Верхне-Камчатске. за 14 километров от Мильково. Сам И.Малахов не избежал трагической участи многих и многих священнослужителей: он был репрессирован и следы его затерялись во времени. Не обошла беда в 30-е годы и других мильковчан, кто оказался неугодным новому режиму, многие были сосланы на Чукотку, в Магаданскую область, но немногие вернулись в родное село.
1870 г. – в Милькове открывается церковно-приходская школа. Первым учителем был сам едва грамотный псаломщик, старичок Яким Фёдорович, показывал азы, которые запоминались учениками.1914 г. – установлен первый телефон.
1918 г. - в Мильково прибыл первый фельдшер. Открывается первое почтово-телеграфное отделение.
1922 г. – образована молодёжная коммуна.
1922 г. – из записей отряда Чубарова: «в Мильково было 64 двора, в селении имеются торговые фирмы «Гудзон-бей», «Рэмби», «Свенсон» и «Коршунов». «Свенсон» принадлежал американскому предпринимателю Олафу Свенсону» (он торговал на Камчатке до 1923 года, доставляя товары на полуостров на судах «Бельведер», «Камчатка»).
1923 г. – организован народный театр имени Розы Люксембург.
1925 г. – в Мильково завезён первый плуг.
1927 г. - по результатам первой переписи в Милькове было 70 хозяйств, из них 64 камчадальских, проживало 447 человек, из них 236 грамотных. В селе были 61 дом, 5 юрт, 121 амбар, 129 сараев, 22 юкольника. Имелось 1091 собака, 194 собачьих упряжки, 209 лошадей, 101 корова.
1930 г. – начало коллективизации.
1933 г. – решением Президиума облисполкома от 16.04.1933 года создан комитет для организации и руководства Мильковским районом: Плутенко, Зайцев, Маслов. А в 1934 году Постановлением Президиума Камчатского облисполкома его границы были пересмотрены. Район был значительно больше нынешнего и вбирал в себя часть сегодняшних Елизовского и Усть-Камчатско-го районов. Окончательные очертания район приобрел в 1936 году, нынешняя территория его распространяется от с. Пущине до с.Лазо.
В 1933 году в Мильково числилось 2 промышленных рабочих по производству нарт, и 1 рабочий - бондарь. Ко времени создания района на этой территории действовало 9 колхозов: "Красное знамя" - с.Пущино, "Новая деревня" - с.Шаромы, "Коммунар" - Верхне-Камчатск, "Безбожник" - с.Мильково, "Красное' знамя" - с.Кирганик, "14 лет Октября" - с.Долиновка, "Вторая пятилетка" - с.Средне-Камчатск, "Красный охотник" - с.Толбачик, "Имени 17 партсъезда" - с.Макара. Все они в тот же год собрали 3000 центнеров картофеля, 669 центнеров капусты, 684 центнера корнеплодов, надоили 638 центнера молока, произвели 67 центнеров мяса.
В 1933 году состоялся первый выпуск Мильковской неполной средней школы. Лучшими учениками были Сергей и Николай Костромины, Николай Карпов, Николай Пермяков, Константин Верещагин, Ульяна Плотникова, Нина Ворошилова.
1934 г. – принято решение о развитии ездового собаководства.
1935 г. – вышел в свет первый номер районной газеты «Камчатский колхозник» (в последующие годы районная газета носила названия: «Ленинское знамя», «Знамя труда», «Долина», «Мильковские ведомости», «Мильковские вести»).
1935 г. – в Милькове, на полях колхоза «Безбожник», приземлился первый самолёт ПО-2.
1936 г. – в Милькове устанавливается радио: в клубе, на улице, возле почты, и 5-6 домах колхозников. Открывается государственная торговля. В 1936 году во всех колхозах района числятся 303 лошади, 366 голов крупнорогатого скота, в том числе 111 коров; средние удои на одну корову составляли по 600-800 литров в год. Из воспоминании Максима Филипповича Науменко, бывшего в довоенные годы председателем колхоза "Безбожник":
"... Мы тогда жили как при коммунизме. Такие собирали урожаи, что девать было некуда. Огурцов, помидоров собирали и засаливали много, так что приходилось открывать колхозный ларек по их продаже. Но и у мильковчан своих овощей хватало, так что торговля шла плохо. Тогда на правлении неофициально решили: тем, кто купит много этих солений, выдавать бесплатно еще и балык, копченую рыбу."
Однако давались эти урожаи беспримерно тяжелым трудом. В период становления колхозов даже поля приходилось вскапывать лопатой, т.к. первый трактор был привезен в 1931 году из Усть-Камчатска в разобранном виде на собачьих упряжках. Мильковчанин В.М.Ремизов собрал трактор и весной 1932 года проложил на нем первую борозду. Мильковский район считался вторым сельскохозяйственным районом в области. Земледельцы выращивают картофель, капусту, свеклу, морковь и другие овощи. Но из-за слабой технической базы почти все сельхоз работы приходилось выполнять вручную.
Охотничий промысел с давних пор занимал большую роль в жизни населения района, поэтому неудивительно, что чуть не каждый старожил занимался им. Например в середине 30-х годов в селе было 279 охотников, из них 4 женщины. Соболь являлся основой пушного промысла. Промышляли медведя и зайца, в основном на мясо, добывали горного барана и оленей, совершенно не ценя их шкуры, используя их в качестве постелей и на кукули. Рыбный промысел носил потребительский характер. Рыбу ловили для себя и на корм собакам. Икру сушили летом на заборах и скармливали курам, практически не употребляя в пищу.
В 1936 году открыт первый клуб, работают драмкружок, струнный оркестр, библиотека. Кинофильмы из-за сложности транспортировки не меняются по три-четыре месяца.
28 мая 1936 года открылось воздушное сообщение с Петропавловском-Камчатским. Самолет Ш-2 привез свежие газеты и почту. А с 3 января 1937 года утверждена линия воздушного гражданского флота.
В сентябре 1936 года, впервые в истории Камчатки, состоялся автопробег Петропавловск-Камчатский - Мильково - Петропавловск-Камчатский. Три автомобиля ГАЗ, пересекая дикую тайгу и тундру, прошли от берегов Тихого океана до долины полуострова. Переход в общей сложности занял около 105 ходовых часов. Первая дорога в районе была построена хозспособом: от Лазо до Атласово - совхозом "Лазовский", от Атласово до Долиновки - Камчатским леспромхозом, от Долиновки до Милькова - совхозом Мильковским, райсельхозтехникой, предприятиями строительства и дорожниками.
1937 г. – 15 февраля организованны курсы трактористов. Среди первых выпускников была Ульяна Викентьевна Мальцева.
1938 г. – Начинает работать ветеринарный врач. На селе были одна торговая точка и столовая, также был построен кирпичный завод, где трудились уже 7 человек. Пекарня располагалась в палатке и за 16 часов выпекала 300 кг хлеба.
В 1939 году население Милькова составляло 996 человек, общая протяженность села 2 километра и было в нем 2 улицы: Долгая (ныне Партизанская), и Почтовая (Ленинская). Зимой появлялась возможность сообщения с Петропавловском исключительно на собаках. В Усть-Камчатск ездили на конях. Сообщение между селами проходило главным образом сухопутным путем: частично по тропе, частично по грунтовой дороге, проходившей вдоль берега реки Камчатка от Пущине до Средне-Камчатска (всего 49 км). Этим и объясняется, что рост населения шел медленнее, чем, например, в Болыперецком или Усть-Камчатском районах.
С начала Великой Отечественной войны мильковчане направляют на фронт своих добровольцев, среди которых первыми ушли В. Пермяков, Н. Зянкин, Д. Демидов и другие. Жители села за годы войны сдали личных сбережений 3360700 рублей, которые пошли на строительство звена бомбардировщиков, танков "Мильковский комсомолец", "Мильковский колхозник", другую боевую технику. Неоценим подвиг мильковчан, воевавших на фронтах и тех, кто ковал победу в тылу, тех, кто своим трудом, потом и кровью отстояли свободу родной земли. Вечная им благодарность потомков!
В после военные годы экономика и жизнь села не угасла, а наоборот поднималась и развивалась, конечно, это давалось не лёгким трудом. Но, тем не менее, в послевоенные годы очень быстро стал меняться облик всей долины реки Камчатки. Многие поселки закрылись, другие резко и значительно выросли. Укреплялась промышленность и сельское хозяйство, строились новые дороги, возникли новые предприятия и учреждения.
1958 г. – прибывают первостроители посёлка Атласово.
1960 г. – сторительство совхоза «Комсомольский» в Шаромах объявлено ударной комсомольской стройкой.
1965 г. – открывается музыкальная школа. Первый директор Валентина Лазаревна Семёнова.
1966 г. – открыто движение по автомобильной дороге Петропавловск-Камчатский – Мильково, а 4 августа 1967 года из города Петропавловск-Камчатский за семь часов прибыл в Мильково первый автобус с пассажирами. Вел автобус кавалер ордена Ленина Николай Васильевич Громодков.
1969 г. – строительство совхоза «Лазовский».
1972 г. – в Милькове проведены первые в Советском Союзе сельские Олимпийские игры.
1975 г. – засветились голубые экраны. Первый телевизор приобрела семья И.П. Зимина.
Славная история района и села воплотилась в прекрасном настоящем. Пик развития приходится на 80-е года прошлого столетия. Село и весь район - это развитое сельское хозяйство и промышленность. В районе действовали два леспромхоза и два лесхоза, предприятия строителей и мелиораторов, госпромхоз, молокозавод и пищекомбинат. Важную роль в жизни всей Камчатки выполняли мильковские геологи, разведывавшие месторождения золота и угля, природных строительных материалов и т.д., другие предприятия областного и местного значения. В 80-е годы ежегодно вводилось в эксплуатацию до 15 тысяч квадратных метров общей жилой площади. Особые богатства представляли нерестилища лосося, свыше 80 процентов их приходилось на наш район.
На тот момент в Мильковском районе, территория которого составляет 24,3 тыс. кв.км. проживает свыше 16 тыс. человек, которые работали на семидесяти девяти предприятиях. В районе работало 8 школ, где 260 учителей обучают 3042 ученика, 5 учителей имеют звание "Заслуженный учитель Российской Федерации". 11 библиотек посещают свыше 6 тысяч читателей, для которых имеется фонд свыше 170 тысяч книг. Создаётся единственный на Дальнем Востоке этнокультурный центр с картинной галереей. В районе работало семь домов культуры, детская школа искусств, где обучалось 300 детей, музыкальная школа, кинотеатр и пять киноустановок.
Успешное развитие района и отраслей народного хозяйства продолжалось до девяностых годов, а затем после экономических и социальных изменений в стране, наступил период хаоса и упадка. Район смог пройти через испытания разрушительных девяностых годов. Богатство само по себе не приходит - его создают люди. А уж на трудолюбивых, добрых и умелых людей Мильково всегда везло.
За последние годы остановился отток населения из района и сейчас нас 12 тысяч человек. За годы перестройки уехало более 5 тысяч человек, но население прибрежных районов Камчатки уменьшилось куда более резко.
А нам помог запас экономической, да и чисто человеческой прочности, накопленный в районе за семидесятые-восьмидесятые годы.
От нас живущих ныне в селе и в районе зависит, что мы передадим в наследство потомкам: край, в котором свободно и легко дышится и где живут красивые и жизнерадостные люди или пустоту мертвых и отравленных, рек (отравленных золотодобытчиками) и лунную тишину на месте буйных лесов, уничтоженных беспощадной вырубкой? Простит ли нам природа за то, что человек, забыв, что сам он порожден природой, все время пытается установить свое превосходство над ней? Сможем ли мы вернуться к согласию?